Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

серебрякова зинаида евгеньевна

Энциклопедический словарь

Серебряко́ва Зинаида Евгеньевна (1884-1967), живописец. Дочь Е. А. Лансере. Член «Мира искусства». Близкие к неоклассицизму жанровые картины («Беление холста», 1917) и портреты («За туалетом. Автопортрет», 1909) отмечены уравновешенностью композиции, осязаемо-чувственной лепкой объёмов, точностью и лаконичностью рисунка. С 1924 жила во Франции.

* * *

СЕРЕБРЯКОВА Зинаида Евгеньевна - СЕРЕБРЯКО́ВА Зинаида Евгеньевна [28 ноября (10 декабря) 1884, имение Нескучное в Курской губернии (ныне Харьковская обл., Украина) - 19 сентября 1967, Париж], российская художница, выдающийся мастер неоклассического направления в живописи «серебряного века».

Островок гармонии

Выросла в артистической среде. Дочь скульптора Е. А. Лансере (см. ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович), сестра художника Е. Е. Лансере (см. ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич), племянница художников Альберта и Александра Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич). Лишившись в раннем детстве отца, воспитывалась вместе с братом в семье деда по матери, архитектора Н. Л. Бенуа (см. БЕНУА Николай Леонтьевич). Училась в Петербурге в школе-мастерской М. К. Тенишевой у И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович) (1901), а затем в мастерской О. Э. Браза (1903-05). Побывала в Италии (1902-03, 1914). В 1905-06 посещала в Париже академию «Гран Шомьер». Примыкала к объединению «Мир искусства (см. МИР ИСКУССТВА)», участвуя с 1911 в его выставках. Жила в Петербурге-Петрограде и семейном имении Нескучное.

В 1910-е годы выдвинулась в число ведущих мастеров только что сформировавшегося русского живописного неоклассицизма. На фоне гротескно-иронического творчества других неоклассиков (В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева), а тем паче в сравнении с «апокалиптическим» катастрофизмом авангардистских образов того времени ее искусство выглядит как островок светлой и безмятежной гармонии. Одинаково успешно работала в живописи и графике, писала - в светлой, мажорной тональности - портреты, пейзажи и жанры («За туалетом. Автопортрет», 1909; «Жатва», 1915; «Беление холста», 1917; и др.). Часто обращалась к мотивам усадебной и сельской жизни, придавая им идиллически-пасторальный, порой не лишенный возвышенной монументальности (как в «Жатве» или «Белении холста») облик.

Ряду ее образов присущ лиричный эротизм («В бане», 1913) или - при внешней простоте сюжета - прочувствованный символический подтекст: таков «Карточный домик» (1918-19), изображающий ее четверых детей за тихой игрой и закономерно воспринимающийся как тихий реквием «серебряного веку».

Успешно дебютировала как мастер монументально-декоративной живописи, создав эскизы четырех панно с персонификациями четырех стран Востока для интерьера Казанского вокзала в Москве (1915-17; в архитектуре не осуществлены).

Годы революции и эмиграции

Стойко пережив свалившиеся на нее в 1919 удары судьбы (разгром имения и смерть мужа), переехала в Харьков, а в 1920 вернулась в Петроград. Сохранив бодрый и оптимистический художественный темперамент, много работала, написав, в частности, серию грациозных графических и живописных портретов балерин Государственного академического театра оперы и балета (б. Мариинского; 1920-21).

В 1924 выехала во Францию и осталась в Париже. Много путешествовала, побывав, в частности, в Марокко (в 1928 и 1932). Украсила своими декоративными панно «Флора», «Правосудие», «Искусство» и «Свет» особняк помогавшего ей мецената барона Ж. де Брауэра под Брюсселем (1934-35). В целом ее зарубежное творчество в стилистическом плане практически не изменилось, но, в связи с путешествиями, прибавились новые темы. Особенно интересны созданные ею в годы эмиграции портреты выдающихся деятелей культуры (С. М. Лифаря (см. ЛИФАРЬ Серж), С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич), К. А. Сомова (см. СОМОВ Константин Андреевич) и др.).

После больших персональных выставок художницы, прошедших в 1965-66 в Москве, Киеве, Ленинграде и Новосибирске, значительная часть произведений Серебряковой перешла по воле художницы и ее наследников в отечественные музеи.

Большой энциклопедический словарь

СЕРЕБРЯКОВА Зинаида Евгеньевна (1884-1967) - российский живописец. Дочь Е.А. Лансере. Член "Мира искусства". Близкие к неоклассицизму жанровые картины ("Беление холста", 1917) и портреты. С 1924 жила во Франции.

Полезные сервисы